NVIDIA GeForce GTX295 – новый эталон скорости? Обзор двухчиповой видеокарты ZOTAC GeForce GTX295 Игровые тесты: Race Driver: GRID.

Тенденция выпуска многочиповых решений hi-end-класса с каждым годом только усиливается и оба разработчика графических процессоров успели представить второе поколение видеокарт с двумя GPU унифицированной архитектуры. Компания AMD в этом плане даже преуспела, позволив появиться на свет связке из пары Radeon HD 4850 , в то время как флагман работает на более высоких частотах и оснащается памятью GDDR5, так же, как и Radeon HD 4870 . Из-за технических проблем производительные решения проще разрабатывать на базе двух чипов среднего уровня, чем на одном более мощном, но это сказывается на конечном энергопотреблении и, соответственно, тепловыделении. Да и поддержка режима SLI или CrossFire со стороны приложения необходима на должном уровне, иначе результат, выдаваемый акселератором, будет равен одиночной карте.

Изначально компании AMD и NVIDIA шли по своему пути, разрабатывая двухчиповые решения: первая создавала компактное устройство на одной PCB, вторая выпускала тандемы в виде «бутерброда » из двух отдельных плат, охлаждаемых общим радиатором. Естественно, последний вариант менее предпочтителен, так как использование двух карт-половинок сказывается на конечной стоимости изделия и требует эффективный отвод тепла от графических процессоров, расположенных друг напротив друга. Но недавно калифорнийцы все-таки перешли на новый дизайн своего флагмана GeForce GTX 295, использующий теперь лишь одну печатную плату. В Сети даже массировались слухи о якобы большой длине и высоком энергопотреблении новинки по сравнению со старой версией карты. Но так ли это, мы и попытаемся выяснить в нашем обзоре.


Inno3D GeForce GTX 295 Platinum Edition

В качестве представителя новой ревизии акселератора GeForce GTX 295 на тестирование попала видеокарта от Inno3D с весьма громким названием — Platinum Edition. Карта поставляется в небольшой коробке с изображением девушки-воина, на которой также указаны основные характеристики адаптера и наличие двух игр в комплекте.


Комплектация Inno3D GeForce GTX 295 Platinum:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • переходник DVI/HDMI;
  • аудиокабель (S/PDIF);
  • диск с игрой Warmonger;
  • диск с игрой Far Cry 2;
  • диск с драйверами;
  • купон на скидку 10% при покупке пяти игр.



По дизайну GeForce GTX 295 Rev. B кардинально отличается от своего предшественника, как за счет компоновки элементов на одной плате, так и за счет расположенного по центру 85-мм вентилятора, воздух от которого выходит как наружу системного блока, так и вовнутрь через торец карты. Что-то подобное применялось еще во времена GeForce 7900 GTX.





На обратной стороне прикручены две пластины-радиаторы, охлаждающие часть микросхем памяти. Аналогичное, но цельное решение используется и в Radeon HD 4870 X2.

По своим размерам новинка нисколько не отличается от старой ревизии, хотя в Сети была информация о немного большей длине акселератора относительно ранее вышедшего GeForce GTX 295.



Кроме того, карта лишилась разъема HDMI, и теперь прогрессивные мониторы или телеэкраны придется подключать по старинке, через переходник. Остальные периферийные разъемы, а именно два Dual Link DVI остались на месте. Естественно, HDTV-разъема нет. Тут же на планке расположен индикатор, который отвечает за правильное подключения кабелей питания — в этом плане ничего не изменилось.



Как и предшественник, новая ревизия GTX 295 оснащена лишь одним интерфейсом MIO, который позволяет объединить две одинаковые карты в режиме Quad-SLI. Технический отдел NVIDIA, с некоторой заминкой, подтвердил о возможности работы в данном режиме пары разных акселераторов, но все попытки хоть как-то загрузиться с двумя видеокартами различной ревизии так и не увенчались успехом.

Конструктивно система охлаждения имеет много общего с таковой у своего конкурента Radeon HD 4870 X2, но, как уже отмечалось выше, рассматриваемый адаптер оснащен крупным вентилятором вместо турбины, часть воздуха от которого, охлаждая радиатор одного графического процессора, выходит внутрь системы через отверстие в задней части кожуха.



Крышка кулера снимается легко, в отличие от первых карт на базе 65-нм G200, и чтобы избежать дребезжания пластика во время работы системы, по периметру на направляющие установлены небольшие пружинки.



Кулер состоит из алюминиевого основания, охлаждающего память, чип-коммутатор NV200, две микросхемы NVIO2 и силовые элементы, а для охлаждения графических процессоров используются два отдельных радиатора с тепловыми трубками.





Радиаторы небольшого размера, даже меньше, чем у одночиповых карт серии GeForce GTX 200, имеют медную вставку и две тепловые трубки, передающие тепло тонким алюминиевым ребрам.



Продуваются радиаторы вентилятором с максимальной частотой вращения, равной около 3400 об/мин. При номинальном режиме работы скорость вентилятора не поднимается выше 3100 оборотов в минуту, но несмотря на это, система работает куда тише кулеров турбинного типа.

Система охлаждения в разобранном виде выглядит следующим образом:



Инженерам компании NVIDIA пришлось серьезно поработать над дизайном печатной платы, ведь по сравнению с Radeon HD 4870 X2 тандем от калифорнийцев обладает большим количеством микросхем памяти и дополнительных чипов.





Но в итоге расположение элементов на плате получилось достаточно компактным, как за счет переноса части микросхем памяти на обратную сторону карты, так и за счет группирования дополнительных чипов и силовой обвязки в центре платы. Подсистема питания, как и в старой ревизии GTX 295 раздельная: по три фазы на графический процессор и по одной на память. Питание карты осуществляется за счет одного 8- и одного 6-контактного разъема.



На карте установлены графические процессоры G200-400 и G200-401 ревизии B3. Защитных рамок нет, да и не нужны они, учитывая, что основание кулера несет функцию ребра жесткости для всей платы.



В качестве памяти используются чипы GDDR3 Hynix H5RS5223CFR-N0C в количестве двадцати восьми штук (по четырнадцать на каждый процессор), рассчитанные на эффективную частоту 2000 МГц.



Общий объем составляет 1792 МБ, но фактический равен лишь половине, так как в силу специфики работы SLI-режима, как и CrossFire, данные в памяти каждого GPU дублируются. Шина памяти составляет 448 бит на каждую «половину» карты.

Рабочие частоты Inno3D GeForce GTX 295 Platinum почти соответствуют референсным — 576/1242 МГц (ядро и шейдерный домен) и 2016 МГц (память). В данном случае частота памяти завышена на 18 МГц.



При переходе к 2D-режиму для снижения энергопотребления карты частоты опускаются сперва до 400/800 и 600 МГц (ядро и память), после — уже до 300/600 и 200 МГц.

Разгон карты составил 684/1476 МГц (растровый и шейдерный домены) по чипам и 2376 МГц по памяти, что очень даже неплохо, как для двухчипового решения. Например, представитель GeForce GTX 295 Rev. A не в состоянии был достигнуть подобных частот.



Кроме разгонного потенциала порадовал температурный режим адаптера — не более 82 °C на GPU при тестировании в игровых приложениях и не более 86 градусов Цельсия при запуске FurMark.

Для сравнения с новинкой использовалась видеокарта от XFX старой ревизии — XFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3. Карта поставляется в крупной коробке зелено-черной гаммы, на которой отмечены лишь особенности продукта и наличие в комплекте игры Far Cry 2.



Комплект поставки:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • аудиокабель (S/PDIF);
  • переходник HDTV;
  • переходник питания Molex/PCI-E;
  • диск с драйверами;
  • диск с игрой Far Cry 2;
  • инструкции.



Дизайн карты полностью соответствует референсному: все тот же «бутерброд», что и GeForce 9800 GX2 , но в целях экономии лишен задней крышки и оснащен более простой передней.





На карте присутствуют два Dual Link DVI и HDMI, рядом на планке расположен индикатор подключения кабелей питания. Есть один интерфейс MIO для объединений подобных карт в режим SLI, но наших два тестовых экземпляра разной ревизии работать вместе отказались.



Конструкция системы охлаждения немного отличается от GeForce 9800 GX2, но, как и ранее часть воздуха выбрасывается внутрь системного блока, а часть уже выходит наружу.



Для питания адаптера на картах-половинках установлено два разъема: один 6-контактный и один 8-контактный. Отсоединять кабели стало теперь легче, но не так, как если бы разъемы располагались вдоль платы.

Графические процессоры функционируют на частоте 576/1242 МГц, память, общим объемом 1792 МГц — на частоте 1998 МГц, что полностью соответствует эталонным характеристикам. Переходы к 2D-режиму аналогичны рассмотренной выше карте.



Разгон карты составил лишь 612/1332 МГц по чипу и 2232 МГц по памяти, что значительно ниже результата GeForce GTX 295 Rev. B.
Температура одного из ядер при разгоне достигала 98 градусов Цельсия, при этом турбина работала на 85% от максимальной частоты вращения. Это касается игровых приложений. Если же запустить бенчмарк FurMark, то GPU прогревались до 100 °C, а скорость турбины уже выходила на все 100 процентов. Представить себе гул от такой системы, думаем, особого труда не составит.Force3D Radeon HD 4870 X2

Для конкуренции в верхнем ценовом диапазоне видеокарт компания AMD в прошлом году выпустила двухчиповое решение на базе RV770, которое смогло отвоевать пальму первенства у GeForce GTX 280, а после и у GTX 285 на обновленном G200. Естественно, поначалу 65-нм техпроцесс не позволял компании NVIDIA объединить два графических ядра в одной видеокарте, но с переходом на более тонкие технологические нормы это стало уже возможным, что позволило выпустить конкурента для Radeon HD 4870 X2 — GeForce GTX 295.

Решение на базе пары RV770 попало к нам на тестирование в OEM-комплектации, т.е. без ничего, поэтому сразу перейдем к описанию продукта. Видеокарта Force3D Radeon HD 4870 X2 черного цвета выполнена по референсному дизайну и отличается от аналогичных адаптеров лишь фирменной наклейкой на системе охлаждения. По сравнению с одночиповым акселератором Radeon HD 4870 данный адаптер длиннее и по размерам равен продуктам серии GeForce GTX 200.





Набор периферийных разъемов стандартный: два Dual Link DVI с возможностью вывода цифрового звука через переходник DVI/HDMI от встроенного многоканального аудиокодека, HDTV-выход и один интерфейс для подключения мостика в режиме CrossFire.



Система охлаждения состоит из алюминиевого основания, охлаждающего память, чип-коммутатор и силовые элементы, пары медных радиаторов для графических процессоров и пластины-радиатора для памяти с обратной стороны карты.



Турбина, установленная с края адаптера, прогоняет воздух через один радиатор, который после нагрева уже не так эффективно отводит тепло от второго, и разница между ядрами может достигать 15 °C (75 против 90). В таком случае, кулер новой ревизии GeForce GTX 295 смотрится куда интересней.



Печатная плата, в отличие от новой ревизии GeForce GTX 295, имеет много свободного места справой стороны, а все основные компоненты сгруппированы по центру и возле периферийных разъемов — это два графических процессора, чип-коммутатор PLX PEX8647, половина памяти (остальная перенесена на обратную сторону карты) и силовая обвязка.



Прцессор RV770 оснащен защитной рамкой, предотвращающей скол ядра при установке системы охлаждения.



Чип-коммутатор для связи двух графических процессоров и ранее использовался на Radeon HD 3870 X2, но теперь он поддерживает шину PCI Express 2.0, в отличие от PCI-E 1.1 в старой версии.



Шестнадцать микросхем памяти Hynix H5GQ1H24MJR-T0C стандарта GDDR5 общим объемом 2048 МБ (по 1024 МБ на каждый графический процессор) рассчитаны на эффективную частоту 4000 МГц. Шина памяти 256 бит для каждого чипа.



Рабочие частоты карты Force3D Radeon HD 4870 X2 полностью соответствуют эталонным и равны 750/3600 МГц, чип и память соответственно. При переходе к 2D-режиму частоты снижаются до 507/2000 МГц.



Разгон карты составил 792 МГц по графическому процессору и 3800 МГц по памяти, что не особо впечатляет, но, учитывая нагрев акселератора, то можно считать его вполне достойным.
Что касается нагрева адаптера, то температура одного их процессоров достигала 90 градусов Цельсия, другого — лишь 75 °C. При тестировании в FurMark температура повышалась до 93 °C, а карта становилась похожа больше на пылесос, чем на игровое решение, поэтому при возможности лучше референсный кулер сменить, например, на Accelero XTREME 4870X2 от Arctic Cooling.BFG GeForce GTX 285 OC

Продукция американской компании совсем недавно появилась на отечественном рынке, и хоть представлена она не особо, симпатию у определенной категории пользователей все же завоевала.

Карта BFG GeForce GTX 285 OC поставляется в небольшой коробке с изображением разрисованного «фокусника-культуриста», на которой также указаны рабочие частоты видеокарты и приведены эталонные характеристики, чтобы можно было почувствовать разницу не отходя от прилавка.



Комплект поставки:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • переходник DVI/HDMI;
  • переходник HDTV;
  • аудиокабель (S/PDIF);
  • переходник питания Molex/PCI-E;
  • инструкции;
  • гарантийная памятка;
  • рекламный вкладыш;
  • диск с драйверами;
  • наклейки.



BFG GeForce GTX 285 OC полностью соответствует референсным продуктам и отличается лишь фирменной наклейкой на системе охлаждения.





Набор периферийных разъемов все тот же: два Dual Link DVI и HDTV. Есть пара интерфейсов MIO для объединения подобных карт в режиме SLI. Питание карты осуществляется за счет двух шестиконтактных разъемов.



Рабочие частоты акселератора немного отличается от эталонных GeForce GTX 285: 666/1512 чип и 2484 МГц память, что выше на 18/36 МГц по графическому процессору. Переход к 2D-режиму происходит так же, как и у XFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3.



Разгон карты особо не впечатлил и составил 678/1548 МГц по чипу и 2646 МГц по памяти.



Температура чипа при разгоне достигала 90 °C, а турбина вращалась при своих 100%, что составляло около 3160 об/мин. Конечно, тихой работу СО не назовешь, но для hi-end-продуктов это стало уже порядком вещей.
Характеристики рассматриваемых карт
Видеоадаптер XFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3 Force3D Radeon HD 4870 X2 BFG GeForce GTX 285 OC
Ядро 2x G200b 2x G200b 2x RV770 G200b
Количество транзисторов, млн. шт 2x 1,4 млрд. 2x 1,4 млрд. 2x 956 млн. 1,4 млрд.
Техпроцесс, нм 55 55 55 55
Количество потоковых процессоров 2x 240* 2x 240* 2x 800* 240
Количество текстурных блоков 2x 80 2x 80 2x 40 80
Количество блоков рендеринга 2x 28 2x 28 2x 16 32
Частота ядра (номинал), МГц 576 576 750 666 (648)
Частота шейдерного домена (номинал), МГц 1242 1242 750 1512 (1476)
Шина памяти, бит 2x448 2x448 2x256 512
Тип памяти GDDR3 GDDR3 GDDR5 GDDR3
Объём памяти, МБ 2x 896 2x 896 2x 1024 1024
Частота памяти (номинал), МГц 2016 1998 3600 2484
Поддерживаемая версия DirectX 10 10 10.1 10
Интерфейс PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0

* — архитектура GPU от AMD и NVIDIA отличаются между собой

Тестовый стенд и условия тестирования

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор: Intel Core 2 Duo 8500 (3,16@4,27 ГГц, FSB 450 МГц);
  • Материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48);
  • Кулер: Noctua NH-U12P;
  • Оперативная память: G.Skill F2-8800CL5D-4GBPI (2x2048 МБ, DDR2-1100@900, 4-4-4-12-2T, dual channel);
  • Жёсткий диск: Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2);
  • Блок питания: Silver Power SP-S850 (850 Вт);
  • Корпус: Корпус: Chieftec BA-01B-B-SL;
  • Операционная система: Microsoft Windows Vista x86 SP1;
  • Драйверы: NVIDIA GeForce 185.85 и ATI Catalyst 9.4.
Производительность видеодрайверов настраивалась на максимальное качество. Устанавливался PhysX версии 2.9.09.2, акселерация PhysX посредством GPU не отключалась, кроме тестирования в 3DMark Vantage.

Для тестирования использовались следующие приложения:

  • 3DMark’06 — v1.1.0, настройки по умолчанию;
  • 3DMark Vantage — v1.0.1, профиль «Performance» и «High», основные тесты;
  • Last Remnan Benchmark — настроек, кроме разрешения нет;
  • Cryostasis TechDemo — пресет «High»;
  • Far Cry 2 — встроенный бенчмарк, профиль «Ultra High»;
  • S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Benchmark — качество «Ultra», тест Day, для карты Radeon HD 4870 X2 выбиралась поддержка DirectX 10.1;
  • H.A.W.X. — максимальное качество, SSAO — Very High, для карты Radeon HD 4870 X2 выбиралась поддержка DirectX 10.1;
  • Crysis — v1.2, использовался Crysis Benchmark Tool 1.05, стандартная демо-запись, установки качества — «Very High»;
Все измерения проводились при разрешении экрана 1680x1050 (кроме 3DMark"06 и 3DMark Vantage при выборе профиля «Performance») для создания более-менее серьезной нагрузки на видеоакселераторы. Кроме того, были задействованы режимы повышения качества картинки во всех приложениях, которые позволяли это сделать — 4- или 8-кратное сглаживание и/или анизотропная фильтрация уровня 16х. В драйверах AA и AF не форсировались.

На графиках, где отсутствует легенда указан средний и минимальный fps.

Результаты тестирования



В старой версии синтетического тестового пакета 3DMark лидером является Radeon HD 4870 X2. Впрочем, карта Inno3D легко компенсирует отставание за счет хорошего разгонного потенциала. Одноядерный флагман NVIDIA не сильно отстает от топовых карт в простом режиме, но уже со сглаживанием уступает до 40% GeForce GTX 295.





В 3DMark Vantage лидерство уже на стороне двухчиповых карт NVIDIA, флагман AMD прилично отстает от них, и с повышением разрешения это отставание лишь увеличивается (до 28%). Одноядерная карта GeForce GTX 285 не в состоянии конкурировать со старшими братьями, но от карты Radeon HD 4870 X2 ее отделяют примерно 20%, которые, впрочем, никакой разгон наверстать не помогает.

The Last Remnant



Сразу бросается в глаза мизерная разница между двухчиповыми картами NVIDIA и GeForce GTX 285. Да и результат у Radeon HD 4870 X2 очень низкий, а если вы заглянете в наши прошлые обзоры, то примерно такие же показатели увидите у обычного Radeon HD 4870. Так что в этой игре CrossFire не работает, да и SLI похоже тоже.

Cryostasis TechDemo



Из-за использования физического движка NVIDIA PhysX графические ускорители Radeon в этом тесте выглядят не приглядно, но в реальной игре PhysX можно отключить и спокойно играть на картах Radeon. Что же до разницы между видеоадаптерами GeForce, то двухчиповые карты хоть и лидируют, но их преимущество не более 20%. А если сравнивать по минимальному fps, то разница еще меньше.

Far Cry 2



Необычные результаты наблюдаются в игре Far Cry в простом режиме. Все двухчиповые карты уступают GeForce GTX 285, а разгон не приносит прироста производительности, а то и вообще приводит к небольшому падению итогового результата, что наводит на мысль о том, что причина этого кроется в драйверах. Но посмотрим, как будут обстоять дела при включении сглаживания.



В тяжелом режиме всё принимает более-менее адекватный вид для карт NVIDIA, но не для Radeon, который теряет примерно 25% производительности и становится аутсайдером. Зато двухчиповые кары GeForce показывают примерно те же результаты, что и в простом режиме, на 14% обгоняя GeForce GTX 285. А вот по минимальному fps эти карты уже почти не отличаются. Но тут небольшую разницу можно объяснить высокой процессорозависимостью данного теста.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky



Двухчиповые карты NVIDIA и AMD демонстрируют почти идентичные результаты, но минимальное преимущество по минимальному fps остается все же Radeon HD 4870 X2. Высокий разгонный потенциал легко выводит Inno3D GeForce GTX 295 Platinum в лидеры. Отставание одночипового GeForce GTX 285 от более дорогих ускорителей составляет около 45%.



Немного неоднозначные результаты наблюдаются у обоих GeForce GTX 295 при включении сглаживания в этой игре. Минимальный fps у них сильно проседает и по этому показателю они уступают даже GeForce GTX 285. Похоже драйвера для двухчиповых NVIDIA еще нуждаются в существенной доработке.

H.A.W.X.



В этом приложении безоговорочный лидер Radeon HD 4870 X2, особенно в тяжелом режиме со сглаживанием. На ее стороне 70% преимущество в таком режиме над GeForce GTX 295 и более чем двукратное преимущество над GeForce GTX 285!



В Crysis вновь место лидера уверенно занимают двухчиповые флагманы NVIDIA. Хороший разгонный потенциал обновленного GeForce GTX 295 помогает карте Inno3D уверенно обойти всех соперников. GeForce GTX 285 хоть и существенно уступает старшим картам, но по минимальному fps не так уж и сильно отстает от Radeon HD 4870 X2.



При включении сглаживания производительность Radeon HD 4870 X2 падает значительно меньше, чем у всех карт GeForce, а потому в номинале она даже обгоняет GeForce GTX295, но по минимальному fps вновь она не может с ней конкурировать. В таком тяжелом режиме чувствуется недостаток вычислительной мощности у GeForce GTX 285, отставание которой от лидеров лишь увеличивается.

Энергопотребление

Для измерения общей потребляемой мощности системы использовался прибор Seasonic Power Angel. В качестве нагрузки на видеоадаптеры использовались: 10-минутный прогон бенчмарка FurMark, три пролета над островом в Crysis с качеством графики Very High и AA8x, а также три первых теста в Devil May Cry 4 с качеством Super High и MSAA8x. Разрешением экрана всегда было 1650x1050. Энергопотребление системы в простое измерялось после завершения теста через 10 минут.







Итак, карта GeForce GTX 295 новой ревизии оказалась менее прожорливой во время нагрузки, и пиковое энергопотребление в первых двух тестах было на 10 Вт ниже, чем у старой GTX 295. В третьем приложении энергопотребление системы сравнялось, и разница составила лишь 2 Вт. В простое система на базе новинки также потребляла меньше — на 5 Вт. Карта Radeon HD 4870 X2 побила все рекорды по «экономичности» — система на ее базе при нагрузке уже потребляла на 100 Вт больше в FurMark, на 50 Вт — в Crysis и на 10 Вт больше в DMC 4, чем с GeForce GTX 295, а в простое разница достигала почти 20 Вт. Результат явно не в пользу решения от AMD.

Выводы

Не успел выйти флагман на базе пары G200, как уже сразу предлагают его упрощенную конструкцию с более эффективной и тихой системой охлаждения, меньшим энергопотреблением (судя по нашим замерам) и с лучшим разгонным потенциалом. Спрашивается — а почему нельзя было сразу выпустить такое решение, зачем изначально было «городить огород» с двумя платами? Вопрос остается открытым.

Но как бы там ни было, новая ревизия GeForce GTX 295 вышла крайне удачной, наверное, это самый лучший представитель из когда-либо выпускавшихся двухчиповых видеокарт. А учитывая низкое энергопотребление и более высокую производительность, чем у Radeon HD 4870 X2, новинка становится лучшим выбором в hi-end-классе.

Что касается Radeon HD 4870 X2, то данный акселератор при очень высоком энергопотреблении не всегда может демонстрировать лучший результат, чем GeForce GTX 295. Но если игровое приложение поддерживает DirectX 10.1, то карта получает «второе дыхание» и вполне спокойно может показать большее количество кадров в секунду, особенно, при активации сглаживания.

  • Max Point за блок питания Silver Power SP-S850;
  • Noctua за кулер Noctua NH-C12P и термопасту Noctua NT-H1.

  • Никому не нравится быть на втором месте, а особенно такой амбициозной компании, как Nvidia. Совсем недавно эта компания представила видеокарты GeForce GTX 260 и 280, и в это время AMD могла предложить только несчастную Radeon HD 3870. Неудивительно, что видеокарты GT200 продолжили лидерство nVidia. Но никто не предполагал, что AMD сможет нанести ответный удар в виде видеокарт Radeon HD 4850 и 4870 - кстати, ни одна из плат не была быстрее флагмана nVidia, - которые смогли отвлечь внимание от массивного монолитного чипа.

    Получив немалый опыт на своих меньших по площади и более гибких графических процессорах, компания AMD довольно быстро представила видеокарту Radeon HD 4870 X2, содержащую два GPU RV770, 2 Гбайт памяти GDDR5 и мост PCI Express (PCIe) для связи чипов. Внезапно ситуация изменилась, и у AMD оказалась самая быстрая раздельная видеокарта на рынке. Прошло шесть месяцев после объявления - и уже полный набор видеокарт на основе RV770 побивает позиции nVidia на всех рынках, которые были завоёваны G92.

    Даже хардкорные геймеры, которые могут потратить тысячи долларов, чтобы получить максимальную производительность в играх, оказались растерянными. Желаете победить 4870 X2 с решением nVidia? Покупайте пару GeForce GTX 280. Хотите обойти её с решением AMD? Покупайте пару 4870 X2 и запускайте её в режиме 4-way CrossFireX. Нужно ещё что-то быстрее? Добавьте третью GTX 280. Но вам потребуется дорогая материнская плата и очень мощный процессор, чтобы справиться с такой графической производительностью. Есть ли этому предел?

    Поэтому ограничение только одной раздельной видеокартой кажется вполне разумным, чтобы определить победителя на сегодня. Конечно, с существованием конфигураций 4-way CrossFire и 4-way SLI, сегодня всегда есть, куда потратить больше денег, увеличить энергопотребление и получить 10-20 процентов дополнительной производительности... Но мы решили выявить победителя именно среди одиночных видеокарт.


    Нажмите на картинку для увеличения.

    В 2008 году nVidia не слишком активно работала против угрозы Radeon, обновив только GeForce GTX 260, чтобы более агрессивно конкурировать с 1-Гбайт AMD HD 4870. По информации компании, все видеокарты GTX 260 смогу использовать конфигурацию с 216 шейдерными процессорами в будущем. Карты со 192 шейдерными процессорами исчезнут по мере того, как партнёры их распродадут. Учитывая прежний уровень цены, nVidia предполагает, что новые GTX 260 смогут победить текущие предложения AMD.

    Но кроме этого nVidia желает отобрать корону производительности раздельных видеокарт, и компания тратит на это немало средств. Наша статья посвящена предварительному обзору видеокарты, которую nVidia планирует выпустить во время выставки CES. GeForce GTX 295 - это ответ nVidia на AMD Radeon HD 4870 X2, видеокарта использует такую же конструкцию, как и модель GeForce 9800 GX2.

    GeForce GTX 295 в деталях



    Нажмите на картинку для увеличения.

    Изначально ходили слухи, что GeForce GTX 295 будет состоять из двух GT200 в конфигурации, которая симулирует пару GTX 260. На самом же деле видеокарта состоит из двух полноценных GT200, каждая с 240 вычислительными ядрами, но с конфигурацией памяти, похожей на GTX 260.

    Оригинальная GT200 содержала 1,4 млрд. транзисторов и производилась на заводе TSMC по 65-нм техпроцессу. Версия чипа под названием GeForce GTX 295 выигрывает от уменьшенного до 55 нм техпроцесса. Кроме того, как утверждает Джейсон Паул (Jason Paul) из nVidia, компания изменила задержки на кристалле, чтобы улучшить соотношение производительности на ватт, что должно проявить себя в тестах энергопотребления.

    Как и у GeForce GTX 280, каждый GPU у GTX 295 использует 240 потоковых процессоров и 80 блоков фильтрации/адресации текстур. Но, подобно GTX 260, вместе с тем GPU 295 использует семь блоков ROP/кадрового буфера, что даёт 28 ROP в сумме, а к 896 Мбайт памяти DDR3 подводится 448-битный интерфейс. Самые важные тактовые частоты тоже соответствуют GeForce GTX 260. Частота ядра, включая блоки текстурирования и ROP, составляет 576 МГц. Потоковые процессоры работают на 1242 МГц. А память - на частоте 999 МГц (1998 МГц эффективная частота). Как можно видеть, по архитектуре каждый чип находится между самым быстрым и вторым по скорости GPU nVidia.

    GeForce GTX 280 GeForce GTX 260 GeForce 9800 GX2 Radeon HD 4870 X2
    Техпроцесс 55 нм TSMC 65 нм TSMC 65 нм TSMC 65 нм TSMC 55 нм TSMC
    Число потоковых процессоров 480 240 216 256 1600
    Частота ядра 576 МГц 602 МГц 576 МГц 600 МГц 750 МГц
    Частота шейдеров 1242 МГц 1296 МГц 1242 МГц 1500 МГц 750 МГц
    Частота памяти (эффективная) 1998 МГц 2214 МГц 1998 МГц 2000 МГц 3600 МГц
    Объём памяти 1792 Мбайт 1 Гбайт 896 Мбайт 1 Гбайт 2 Гбайт
    Ширина шины памяти 448 бит x 2 512 бит 448 бит 256 бит x 2 256 бит x 2
    ROP 56 32 28 32 32
    Цена $499 (рек.) ~$380 (от 12 тыс. рублей) ~$230 (от 8 тыс. рублей) От 9 тыс. рублей ~$500 (от 14 тыс. рублей)

    Два GPU, одна видеокарта

    На первый взгляд GeForce GTX 295 выглядит подобно 280 или 260. Если перевернуть карту и посмотреть на заднюю панель, то там вы увидите только один GPU. Подобно 9800 GX2 и 7950 GX2, которые вышли раньше, видеокарта на самом деле состоит из двух печатных плат, которые расположены в виде "бутерброда", причём между ними находится специальный радиатор с вентилятором, отвечающий за охлаждение. Две платы связаны кабелем SLI и заключены в защитный кожух.



    Нажмите на картинку для увеличения.

    Вполне естественно, что дизайн кулера был специально адаптирован для охлаждения двух печатных плат. Можно видеть, что у обеих плат имеются отверстия, через которые засасывается воздух. Плата занимает два слота, поэтому она ничуть не шире других одночиповых предложений nVidia. Кроме того, длина у платы такая же, что и у GeForce GTX 280 (и AMD Radeon HD 4870 X2).

    nVidia пока не готова конкурировать по энергопотреблению GTX 295 с решением AMD - поэтому нам не разрешили указать значение энергопотребления в числах. Однако карта потребляет энергии меньше (в режиме бездействия и под нагрузкой), чем Radeon HD 4870 X2. На следующем графике показано энергопотребление системы от розетки.



    Нажмите на картинку для увеличения.

    На бумаге GeForce GTX 295 использует тепловой пакет (TDP) 289 Вт. У 4870 X2 тепловой пакет составляет 286 Вт. Когда мы измерили энергопотребление системы от розетки, GTX 295 в режиме бездействия потребляла на 10 Вт меньше, чем плата AMD. Во время запуска теста Far Cry 2 в цикле в разрешении 2560x1600 со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF), плата nVidia потребляла, в среднем, на целых 50 Вт меньше.

    Конечно, нам следует подождать до начала января, когда будут определены скорости вращения вентилятора и сбалансировано энергопотребление. Но уже сейчас можно сказать, что переход на 55-нм техпроцесс хорошо повлиял на GeForce GTX 295, несмотря на массивные размеры GPU GT200.

    Тестовая конфигурация

    Наша тестовая конфигурация соответствует системе для энтузиастов, в которую не стыдно установить видеокарту за $500 - это может быть как система с топовым процессором i7 965, так и с разогнанным i7 920. В любом случае, платформа хорошо справилась с нагрузкой всех четырёх наших тестовых конфигураций видеокарт. Вполне понятно, что если вы планируете перейти на конфигурацию 4-way SLI (которую поддерживает GTX 295) или 4-way CrossFireX, то вам нужно обратить пристальное внимание на производительность центрального процессора.

    Но сегодня нас интересует самая быстрая одиночная видеокарта, приготовленная для 2009 года.

    Аппаратная конфигурация
    Процессор Intel Core i7 965 Extreme (3,2 ГГц)
    Материнская плата Asus Rampage II Extreme
    Память 6 Гбайт DDR3-1333 7-7-7 (три канала)
    Накопитель Seagate 250 Гбайт Barracuda 7200.10 7200 об/мин
    Оптический привод Lite-On DH-4O1S BD-ROM
    Блок питания Cooler Master UCP 1100 Вт
    Видеокарты Nvidia GeForce GTX 295 1,8 Гбайт
    Nvidia GeForce GTX 280 1 Гбайт
    AMD Radeon HD 4870 X2 2 Гбайт
    AMD Radeon HD 4870 512 Мбайт

    Мы вновь использовали 64-битную версию Vista, которая поддерживает полный объём системной памяти 6 Гбайт.

    Для тестов мы использовали следующие игры.

    Тесты и настройки

    Тесты и настройки
    Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1900x1200 / 2560x1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool
    Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1900x1200 / 2560x1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool
    Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.1, FRAPS/saved game
    Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.1, FRAPS/saved game
    Highest Quality Settings, No AA / No AF forced in drivers, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, FRAPS/saved game
    Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF forced in drivers, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, FRAPS/saved game
    Ultra Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.0.0.15, FRAPS/saved game
    Ultra Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.0.0.15, FRAPS/saved game
    Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark
    Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark
    Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, timedemo
    Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, timedemo

    Результаты тестов



    Мы начали наши тесты с игры Crysis, которая поддерживает 64-битный режим - это одна из самых требовательных игр на рынке. Во всех случаях кроме одного видеокарта GTX 295 смогла обойти AMD Radeon HD 4870 X2. В разрешении 2560x1600 со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF) nVidia признаёт, что в бета-версии драйвера есть ошибка, негативно сказывающаяся на производительности.

    Что интересно, 512-Мбайт Radeon HD 4870 довольно близко подбирается к GTX 280 без включенных AA и AF. Впрочем, стоит включить опции повышения качества картинки, как в два раза меньший объём памяти начинает замедлять производительность.



    И вновь GeForce GTX 295 демонстрирует твёрдое лидерство, которое наиболее очевидно в разрешении 2560x1600 с активными AA и AF. Если результаты производительности финальной версии видеокарты будут такими же (а по цене $499 другого ждать не приходится), у nVidia есть серьёзное преимущество над видеокартами AMD в этом шутере от первого лица на тему Второй мировой войны.

    В данной игре, в отличие от Crysis, видеокарта GTX 280 оказалась заметно быстрее 512-Мбайт Radeon HD 4870. Впрочем, 1-Гбайт версия наверняка показала бы себя лучше, хотя она обойдётся на $40 дороже.



    Dead Space - свежий "ужастик", перенесённый с мира приставок на ПК. И, к сожалению, это негативно сказалось на качестве графики.

    Хотя мы выставили указанные режимы полноэкранного сглаживания (что привело к соответствующему падению производительности, то есть AA и AF в драйвере выполнялись), мы всё равно замечали очевидные "лесенки" даже в разрешениях 1920x1200 и 2560x1600. Кроме того, у Radeon HD 4870 X2 появилось странное, но повторяемое поведение в разрешении 1900x1200, где результаты были меньше, чем в 2560x1600.

    Данная игра явно предпочитает видеокарты Nvidia, поскольку даже GTX 280 обгоняет флагмана AMD. Однако эта не та игра, которую мы бы добавили к нашему привычному тестовому пакету, хотя бы за то, что на неё сомнительно влияют опции улучшения качества картинки.

    Мы обсудили результаты с Nvidia. По всей видимости, у Dead Space есть собственный алгоритм сглаживания, поэтому включение AA в панели драйвера не повлияло на игру. Можно включить AA в самой игре, но это никак не сказывается на производительности теста.



    Игра Fallout 3 очень интересная, но, по всей видимости, производительность ограничена платформой. Независимо от включения сглаживания и анизотропной фильтрации, GeForce GTX 295 и Radeon HD 4870 X2 работали практически одинаково в разрешениях 1920x1200 и 2560x1600. Вполне очевидно, что здесь системы предоставляют немало графической мощи, которую ещё предстоит раскрыть. Только когда мы включили на GTX 280 в разрешении 2560x1500 сглаживание и фильтрацию (AA/AF), мы заметили падение производительности. Да и у HD 4870 сказывается ограничение памяти.



    Весь последний месяц AMD боролась с Far Cry 2. Похоже, драйвер Catalyst 8.12 смог улучшить ситуацию. Без сглаживания 4870 X2 побеждает в разрешениях 1900x1200 и 2560x1600. Включение опций повышения качества приводит к тому, что в обоих разрешениях вперёд выходит nVidia.



    Поскольку игра базируется на движке Valve Source, мы были почти уверены, что Left 4 Dead даст преимущество видеокартам AMD. Но при каждом разрешении, с включёнными или выключенными AA/AF, видеокарта GeForce GTX 295 выходила вперёд AMD Radeon HD 4870 X2. Учитывая разницу в цене между GTX 280 и 4870 512 MB, результаты этой пары не удивляют. Впрочем, эти видеокарты по-прежнему являются неплохой точкой отсчёта для тех, кто желает сделать апгрейд.

    Взгляд на 2009 год

    По поводу проведённых тестов хотелось бы сказать следующее. Начнём с того, что обзор и результаты носят предварительный характер. Мы выпустим полноценный обзор в 2009 году, когда на рынок выйдет финальная версия GeForce GTX 295, а в продаже появятся коробки с этой видеокартой.

    Здесь мы привели результаты шести игр. Пять из них отмечены nVidia как примеры наиболее ожидаемых игр для сезона новогодних праздников 2008 года. Четыре из этих пяти игр участвовали в программе nVidia "The Way It"s Meant to Be Played". Две игры уже вошли в наш традиционный тестовый пакет. И мы добавили к этой смеси Crysis. Но видеокарта всё равно является инженерным образцом, и по данным nVidia финальные скорости вращения вентилятора ещё не установлены.

    Почему мы решили выпустить подобный тест? Все выбранные игры, фактически, являются популярными, и мы понимаем, насколько нашим читателям надоело видеть игры с трёхлетним возрастом, которые используются из-за того, что стали признанными показателями производительности. Поэтому мы решились на глоток свежего воздуха вместо надоевших Supreme Commander или World in Conflict.

    Конечно, TWIMTBP не что иное, как конкурентное преимущество nVidia. Отношения с разработчиками, чтобы они смогли оптимизировать своё программное обеспечение под "железо", вполне логичны и понятны, если отношения не приводят к ущемлению производительности с видеокартами конкурента. Учитывая то количество раз, когда видеокарты AMD побеждали модели nVidia в 2008 году, данная программа отношений с разработчиками не преследует столь низменных целей. Фактически, мы недавно смогли подробнее ознакомиться с тем, как nVidia способствовала разработке Far Cry 2 в рамках TWIMTBP. nVidia потратила три человека-месяца (если можно так сказать) на консультации на месте и тесты производительности, включая регулярные обновления драйверов. В результате у видеокарт GeForce GTX не возникло столь много проблем, как у моделей Radeon (эти проблемы мы описали во время тестов игр на системе Core i7 с конфигурациями вплоть до 4-way CrossFire и 3-way SLI ).

    Заключение

    В начале статьи мы задали себе вопрос, сможет ли nVidia опровергнуть заявление AMD о самой быстрой отдельной видеокарте на рынке? В целом, GeForce GTX 295 смогла это сделать, на что намекают результаты предварительных тестов производительности, основанных на одних из самых "горячих" игр сезона новогодних праздников.

    По информации nVidia, GeForce GTX 295 будет выпущена на выставке CES в 2009 году, то есть через несколько недель. Она будет продаваться по рекомендованной цене $499 - что примерно соответствует Radeon HD 4870 X2 - и будет доступна в продаже на момент объявления (насчёт России мы сказать не можем). Когда мы получим в наши руки финальный розничный образец видеокарты, а не ранний инженерный сэмпл, мы сможем провести доскональные тесты и более точно оценить производительность.

    Что мы знаем на данный момент? nVidia GeForce GTX 295 действительно быстрая видеокарта. Мы знаем, что компания перешла на 55-нм техпроцесс, который позволил снизить энергопотребление - и GTX 295 потребляет меньше энергии в режиме бездействия и под нагрузкой, чем AMD Radeon HD 4870 X2.

    Впрочем, у GeForce GTX 295, как и у всех других грядущих 55-нм GPU nVidia, есть другие козыри в рукаве, не только значения производительности. Сюда можно отнести все разговоры по поводу CUDA, PhysX и выпускаемой вскоре технологии 3D-стерео, с которой мы уже смогли ознакомиться на NVISION.

    В нашей статье мы не уделили должного внимания поддержке PhysX, поскольку список поддерживаемых игр слабо пересекается со списком лучших игр. Мы не поговорили и о CUDA, поскольку, не считая Badaboom, сегодня слишком мало приложений, ради которых стоило бы купить видеокарту с этой технологией. Конечно, нас впечатлили рассказы пяти или шести разработчиков о том, как CUDA сможет революционизировать разработки в их нишевых сферах с картами Tesla, но перенести это преимущество на настольные приложения проблематично.

    Но в данном отношении ситуация медленно, но верно меняется. Должна подтянуться EA, да и в начале 2009 года должна выйти пара игр с поддержкой PhysX, что позволит оценить, насколько эта функция себя оправдывает. Мы попробовали играть в Left 4 Dead (помните, что она не входит в программу TWIMTBP) с грядущими 3D-очками nVidia, и геймплей оказался совершенно потрясающим. Но эта тема для другой статьи, которая тоже скоро у нас выйдет.

    Приблизительно полгода назад компания AMD выпустила на свет свою мощнейшую видеокарту AMD Radeon 4870x2, которая надолго стала лидером среди одиночных видеокарт. Она сочетала в себе два чипа RV770, очень сильный нагрев, довольно высокий уровень шума, и, что самое главное - самую высокую производительность в играх среди одиночных видеокарт. И только сейчас, в начале 2009 года, компания NVIDIA, наконец, ответила выпуском новой видеокарты, которая должна была стать новым лидером среди одиночных решений. Новая видеокарта основана на 55nm чипе GT200, имеет 2х240 потоковых процессоров, но есть одно «но» - урезанная шина памяти (448 бит против 512 у GTX280), урезанные блоки ROPs (28 против 32 у GTX280) и пониженные частоты работы чипа и видеопамяти (2GHz против 2.21GHz у GTX280). Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые читатели, со скоростью нового ТОПа, с его преимуществами и недостатками, ну и, конечно же, сравнить скорость новой видеокарты с главным конкурентом - AMD 4870x2.

    Обзор видеокарты Palit GeForce GTX295

    Видеокарта Palit GeForce GTX295 попала в нашу тестовую лабораторию как OEM-продукт, в комплектацию которого входил только диск с драйверами для Windows XP/Vista. Посмотрим на саму видеокарту:

    реклама

    Видеокарта имеет уже, наверное, стандартную для видеокарт топового уровня длину 270мм, оснащена двумя портами DVI-I (dual link) и портом HDMI - как и её младшая сестра - GeForce 9800GX2:

    Но есть некоторые изменения: порты DVI-I теперь располагаются справа, а решетка выброса горячего воздуха стала уже и длиннее, что явно должно улучшить качество охлаждения видеокарты. Горячий воздух выбрасывается за пределы корпуса далеко не весь - большая его часть остается внутри корпуса, как и в случае с 9800GX2, в верхней части видеокарты видны ребра радиатора системы охлаждения.

    Для того, чтобы «снова взобраться на гору» компания NVIDIA перевела свой «топовый» графический процессор GT200 на более тонкий технологический процесс производства – 55 нм. Новый чип GT200b архитектурно остался таким же, но стал менее горячим, что позволило выпустить ускоренную версию одночиповой GeForce GTX 280 – видеокарту GeForce GTX 285 (о ней шла речь в обзоре ZOTAC GeForce GTX 285 AMP! Edition ). Но этого оказалось мало для свержения Radeon HD 4870 X2, и одновременно с GeForce GTX 285 увидела свет двухчиповая GeForce GTX 295, в основу которой были положены два немного упрощенных чипа GT200b. Получившийся ускоритель, в названии которого нет никакого намека на «двухголовость», и должен обеспечить непревзойденную производительность.

    Для начала приведем сравнительную таблицу, показывающую историю развития двухчиповых видеокарт NVIDIA и аналогов от прямого конкурента AMD-ATI.

    GeForce 9800 GX2

    GeForce GTX 2 95

    Radeon HD 3870 X2

    Radeon HD 4870 X2

    Графический чип

    GT200- 400- B3

    Частота ядра, МГц

    Частота унифицированных процессоров, МГц

    1 242

    Количество унифицированных процессоров

    Количество блоков адресации и фильтрации текстур

    Количество блоков ROPs

    Объем памяти, МБ

    Эффективная частота памяти, МГц

    2 000
    (2*1
    000)

    2250
    (2*1125)

    Тип памяти

    Разрядность шины памяти, бит

    Технический процесс производства

    Энергопотребление, Вт

    до 289

    Судя по характеристикам GeForce GTX 295, архитектура нового графического ускорителя находится на стыке SLI-конфигураций GeForce GTX 280 и GeForce GTX 260 с переходом на 55 нм техпроцесс, что позволило получить энергопотребление на уровне решения конкурента. Насколько же такой «сплав» эффективен, может показать только тестирование, поэтому давайте познакомимся с одним из вариантов новинки.

    Видеокарта ZOTAC GeForce GTX 295

    Начнем с обобщения и уточнения спецификации ZOTAC GeForce GTX 295.

    Производитель

    ZT-295E3MA-FSP (GeForce GTX 295)

    Графическое ядро

    NVIDIA GeForce GTX 295 (GT200-400-B3)

    Конвейера

    480 унифицированных потоковых

    Поддерживаемые API

    DirectX 10.0 (Shader Model 4.0)
    OpenGL 2.1

    Частота ядра (шейдерного домена), МГц

    Объем (тип) памяти, МБ

    Частота (эффективная) памяти, МГц

    Шина памяти, бит

    Стандарт шины

    PCI Express 2.0 x16

    Максимальное разрешение

    До 2560 x 1600 в режиме Dual-Link DVI
    До 2048 х 1536 при 85 Гц по аналоговому VGA
    До 1920x1080 (1080i) через HDMI

    2x DVI-I (VGA через переходник)
    1x HDMI

    Поддержка HDCP
    Декодирование HD-видео

    Есть
    H.264, VC-1, MPEG2 и WMV9

    Драйверы

    Свежие драйверы можно скачать с:
    - сайта поддержки ;
    - сайта производителя GPU .

    Сайт производителя

    Видеокарта поставляется в картонной коробке, которая по конструкции точно такая же, как и для ZOTAC GeForce GTX 285 AMP! Edition, но имеет немного другое оформление все в тех же черно-золотых тонах. На лицевой части, кроме названия графического процессора, отмечено наличие 1792 МБ видеопамяти GDDR3 и 896-разрядная шина памяти, аппаратная поддержка новомодного физического API NVIDIA PhisX и наличие встроенного видеоинтерфейса HDMI.

    На обратной стороне упаковки перечислены общие возможности видеокарты с кратким пояснением преимуществ от использования NVIDIA PhisX, NVIDIA SLI, NVIDIA CUDA и GeForce 3D Vision.

    Вся эта информация кратко дублируется и на одной из боковых сторон коробки.

    На другой стороне упаковки приведены точные частотные характеристики и поддерживаемые драйверами операционные системы.

    Немного ниже заботливо указана информация о минимальных требованиях к системе, в которую будет установлена «прожорливая» ZOTAC GeForce GTX 295. Так, будущему владельцу столь мощного графического ускорителя потребуется блок питания мощностью минимум 680 Вт, который способен обеспечить до 46 А по линии 12 В. Также БП должен иметь необходимое число выходов питания PCI Express: один 8-контактный и один 6-контактный.

    Кстати, новая упаковка заметно удобнее в обиходе, чем используемые ранее. Она позволяет быстро получить доступ к содержимому, что удобно и при первой сборке системы и при изменениях конфигурации, например, если понадобится какой-то переходник или, может быть, диск с драйверами при переустановке системы.

    Комплект поставки является вполне достаточным для установки и использования ускорителя, а помимо самого видеоадаптера включает в себя:

    • диск с драйверами и утилитами;
    • диск с бонусной игрой «Race Driver: GRID»;
    • диск с 3DMARK VANTAGE;
    • бумажные руководства по быстрой установке и использованию видеокарты;
    • фирменную наклейку на корпус ПК;
    • переходник с 2-x периферийных разъемов питания на 6-pin PCI-Express;
    • переходник с 2-x периферийных разъемов питания на 8-pin PCI-Express;
    • переходник с DVI на VGA;
    • кабель HDMI;
    • кабель для подключения выхода SPDIF звуковой карты к видеокарте.

    Своей необычностью внешний вид видеокарты GeForce GTX 295 обязан конструкции. Это с первого взгляда бросается в глаза, когда видишь полностью закрытый кожухом фактически прямоугольный ускоритель с прорезью, через которую видно турбину системы охлаждения, спрятанной куда-то вглубь.

    Обратная сторона видеокарты выглядит немного проще. Это связано с тем, что в отличие от GeForce 9800 GX2 здесь нет второй половины кожуха. Это, казалось бы, сообщает о большей предрасположенности графических ускорителей GeForce GTX 295 к разборке, но как выяснилось позднее все не так просто и безопасно.

    Сверху видеокарты, почти у самого края, находятся разъемы подключения дополнительного питания, причем ввиду достаточно большого энергопотребления нужно использовать один 6-контактный и один 8-контактный PCI Express.

    Рядом с разъемами питания есть цифровой аудиовход SPDIF, который должен обеспечить микширование аудиопотока с видеоданными при использовании интерфейса HDMI.

    Далее в кожухе сделан вырез, через который выбрасывается нагретый воздух прямо внутрь системного блока. Это явно ухудшит внутри него климат, т.к., учитывая энергопотребление видеокарты, система охлаждения будет выдувать достаточно горячий поток.

    И уже возле самой панели внешних интерфейсов находится разъем NV-Link, который позволит объединить два таких мощных ускорителя в бескомпромиссной конфигурации Quad SLI.

    За вывод изображения отвечают два DVI, которые с помощью переходников могут быть преобразованы в VGA, а также мультимедийный выход высокой четкости HDMI. Рядом с верхними видеовыходами находятся два светодиода. Первый отображает статус питания в данный момент – зеленый в случае достаточного уровня и красный, если какой-то из разъемов не подключен или произведена попытка питания карты от двух 6-контактных PCI Express. Второй указывает на выход DVI, к которому следует подключать ведущий монитор. Чуть ниже расположена вентиляционная решетка, через которую выдувается часть нагретого воздуха.

    Разборка видеокарты, все же, оказалась не столь сложной, как это было в случае с GeForce 9800 GX2. Сначала нужно снять верхний кожух и вентиляционную решетку с панели интерфейсов, а далее только выкрутить по полтора десятка подпружиненных винтов с каждой из сторон видеокарты.

    Внутри этого «бутерброда» находится единая система охлаждения, состоящая из нескольких медных теплосъемников и медных тепловых трубок, на которые нанизано достаточно много алюминиевых пластин. Продувается это все достаточно мощной и соответственно не очень тихой турбиной.

    С двух сторон системы охлаждения находятся печатные платы, каждая из которых представляет половинку GeForce GTX 295: несет один видеопроцессор с собственной видеопамятью и системой питания, а также вспомогательные чипы. Обращаем внимание, что 6-контактный разъем дополнительного питания расположен на более насыщенной чипами половине, что логично, т.к. еще до 75 Вт обеспечивает находящаяся там же шина PCI Express.

    Объединены платы между собой с помощью специальных гибких SLI-мостиков. Причем они сами и разъемы их подключения очень капризны, поэтому без особой надобности вскрывать свою дорогую видеокарту мы не рекомендуем.

    Но одних мостиков для обеспечения согласованной работы частей GeForce GTX 295 с остальной системой не достаточно. В реальных условиях за работу SLI-связки из пары видеокарт отвечает чипсет или все чаще применяемое расширение NVIDIA nForce 200 с поддержкой PCI Express 2.0. Именно PCIe-коммутатор NF200-P-SLI и использован в GeForce GTX 295.

    Также на платах находятся два чипа NVIO2, которые отвечают за работу видеовыходов: первый обеспечивает поддержку пары DVI, а второй - одного HDMI.

    Именно благодаря наличию второго чипа происходит микширование многоканального звука со входа SPDIF на удобный и перспективный выход HDMI.

    Основой видеокарты являются два чипа NVIDIA GT200-400-B3. К сожалению, на печатных платах не хватило места для расположения еще нескольких чипов памяти, поэтому полноценному GT200-350 была уменьшена шина памяти с 512 до 448 бит, что в свою очередь привело и к уменьшении каналов растеризации до 28, как у GeForce GTX 260. Но зато унифицированных процессоров осталось 240, как у полноценного GeForce GTX 285. Сам графический процессор работает на частоте 576 МГц, а шейдерные конвейеры на 1242 МГц.

    Суммарный объем в 1792 МБ видеопамяти набран микросхемами Hynix H5RS5223CFR-N0C , которые при рабочем напряжении 2,05 В имеют время отклика 1,0 мс, т.е. обеспечивают работу на эффективной частоте 2000 МГц. На этой частоте они и работают, не обеспечивая задела для любителей разгона.

    Эффективность системы охлаждения

    В закрытом, но хорошо вентилируемом стендовом корпусе, мы не смогли заставить турбину автоматически раскрутиться до максимальной скорости. Правда и при 75% возможностей кулера, он был уже далеко не тихим. В таких условиях один из графических процессоров, находящийся ближе к турбине, нагревался до 79ºC, а второй – до 89ºC. Учитывая общее энергопотребление, это еще далекие от критического перегрева значения. Таким образом, мы можем отметить хорошую эффективность используемого кулера. Был бы он еще и немного тише...

    При этом акустический комфорт нарушала не только система охлаждения – стабилизатор питания на карте тоже работал не тихо, а его высокочастотный свист нельзя назвать приятным. Правда, в закрытом корпусе видеокарта становилась тише, а если играть со звуком, то хорошие колонки полностью скроют ее шум. Хуже будет, если вы решите поиграть вечером в наушниках, а рядом кто-то уже соберется отдыхать. Но именно такова плата за очень высокую производительность.

    При тестировании использовался Стенд для тестирования Видеокарт №2

    Процессор Intel Core 2 Quad Q9550 (LGA775, 2,83 ГГц, L2 12 МБ) @3,8 ГГц
    Материнские платы ZOTAC NForce 790i-Supreme (LGA775, nForce 790i Ultra SLI, DDR3, ATX)GIGABYTE GA-EP45T-DS3R (LGA775, Intel P45, DDR3, ATX)
    Кулеры Noctua NH-U12P (LGA775, 54,33 CFM, 12,6-19,8 дБ)Thermalright SI-128 (LGA775) + VIZO Starlet UVLED120 (62,7 CFM, 31,1 дБ)
    Дополнительное охлаждение VIZO Propeller PCL-201 (+1 slot, 16,0-28,3 CFM, 20 дБ)
    Оперативная память 2x DDR3-1333 1024 MБ Kingston PC3-10600 (KVR1333D3N9/1G)
    Жесткие диски Hitachi Deskstar HDS721616PLA380 (160 ГБ, 16 МБ, SATA-300)
    Блоки питания Seasonic M12D-850 (850 Вт, 120 мм, 20 дБ)Seasonic SS-650JT (650 Вт, 120 мм, 39,1 дБ)
    Корпус Spire SwordFin SP9007B (Full Tower) + Coolink SWiF 1202 (120x120x25, 53 CFM, 24 дБ)
    Монитор Samsung SyncMaster 757MB (DynaFlat, 2048x1536@60 Гц, MPR II, TCO"99)

    Выберите с чем хотите сравнить GeForce GTX 295 1792MB DDR3 ZOTAC

    Имея в своем арсенале такое же количество потоковых процессоров как у пары GeForce GTX 280, но по остальным характеристикам больше походя на 2-Way SLI-связку из GeForce GTX 260, двухчиповая видеокарта GeForce GTX 295 по уровню производительности находится как раз между парами этих ускорителей и только изредка обгоняет всех возможных конкурентов. Но поскольку она не предъявляет к материнской плате требований по поддержке SLI и должна стоить меньше двух GeForce GTX 280 или GeForce GTX 285, то ее можно считать действительно перспективным высокопроизводительным решением для настоящих фанатов компьютерных игр.

    Энергопотребление

    Не раз убеждаясь во время тестов блоков питания, что зачастую в системных требования к производительным комплектующим указываются завышенные рекомендации относительно необходимой мощности, мы решили проверить, действительно ли GeForce GTX 295 требует от 680 Вт. Заодно сравним энергопотребление этого графического ускорителями с другими видеокартами и их связками в комплекте с разогнанным до 3,8 ГГц четырехъядерным процессором Intel Core 2 Quad Q9550.

    Энергопотребление, Вт

    GeForce GTX 295

    GeForce GTX 260 SLI

    GeForce GTX 260 3-Way SLI

    Crysis Warhead, Max Quality, 2048x1536, AA4x/AF16x

    Call of Juarez, Max Quality, Max Quality, 2048x1536, AA4x/AF16x

    FurMark, stability, 1600x1200, AA8x

    Режим простоя

    Полученные результаты позволяют опровергнуть рекомендацию использовать очень мощные блоки питания для обеспечения энергией GeForce GTX 295. Другими словами, производители явно перестраховываются на случай использования некачественных источников питания с завышенными паспортными характеристиками. В то время как хороший 500 Вт блок питания от надежного производителя с запасом обеспечит работу столь мощной видеокарты.

    Разгон

    Для разгона видеокарты мы использовали утилиту RivaTuner, при этом корпус был открыт, чтобы улучшить приток свежего воздуха к видеокарте. Кроме того, кулер VIZO Propeller обеспечивал улучшенную подачу свежего воздуха прямо в турбину видеокарты, а стоящий рядом с системным блоком бытовой вентилятор «сдувал» нагретый видеокартой воздух в сторону, не позволяя ему снова попасть внутрь корпуса.

    Частоту растрового и шейдерного доменов в результате разгона удалось поднять до 670 и 1440 МГц, что на 94 МГц (+16,3%) и 198 МГц (+15,9%) соответственно выше значений по умолчанию. Видеопамять заработала на эффективной частоте 2214 МГц, что на 216 МГц (+10,8 %) выше номинальной. Давайте посмотрим, как разгон видеокарты сказывается на производительности.

    Тестовый пакет

    Стандартные частоты

    Разогнанная видеокарта

    Прирост производительности, %

    Crisys Warhead, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

    Far Cry 2, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

    Far Cry 2, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

    Разгон и без того производительной видеокарты позволил получить еще до 13% быстродействия. Но даже в очень высоких разрешениях и при максимальных настройках качества изображения это будет тяжело заметить, т.к. и без разгона GeForce GTX 295 во всех играх обеспечивает достаточную частоту смены кадров.

    Выводы

    Видеокарта GeForce GTX 295 обеспечивает качественный шаг вперед в плане предложения более привлекательных двухчиповых ускорителей для истинных ценителей компьютерных игр. Это решение действительно обеспечивает очень высокий уровень производительности, порою позволяя его назвать самым быстрым на сегодня 3D-ускорителем. При этом оно имеет умеренное энергопотребление и уже не столь шумную систему охлаждения. С другой стороны, еще практически нет игр, в которых при максимальных настройках качества изображения и в очень высоких разрешениях «топовые» одночиповые видеокарты не обеспечивают игровую частоту смены кадров. Поэтому придется дважды подумать, прежде чем покупать столь дорогой, не всегда обеспечивающий заметный скачек производительности, графический ускоритель. Вполне вероятно окажется целесообразнее взять GeForce GTX 285 и более мощный процессор, или более функциональную материнскую плату и больший объем более быстрой оперативной памяти, а может и просто более просторный корпус с хорошей вентиляцией и еще один вместительный жесткий диск. Но в любом случае придется мириться с шумным стабилизатором питания новинок GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295, хотя этот недочет может быть исправлен в будущих ревизиях видеокарт.

    Что касается именно ZOTAC GeForce GTX 295, то эта видеокарта полностью повторяет эталонный ускоритель, а к ее отличительным положительным чертам можно отнести только очень хорошую комплектацию и, возможно, чуть меньшую стоимость, чем у конкурентов.

    Достоинства:

    • очень высокая производительность в игровых приложениях;
    • поддержка DirectX 10.0 (Shader Model 4.0) и OpenGL 2.1;
    • поддержка технологий NVIDIA CUDA и NVIDIA PhysX;
    • поддержка технологии Quad SLI;
    • отличная комплектация.

    Недостатки:

    • ощутимый писк стабилизатора питания.

    Особенности:

    • среднешумная и относительно эффективная система охлаждения;
    • повышенные требования к блоку питания;
    • относительно высокая стоимость.

    Выражаем благодарность компании «ELKO Kiev » официальному дистрибутору ZOTAC International в Украине за предоставленные для тестирования видеокарты.

    Статья прочитана 30911 раз(а)

    Подписаться на наши каналы

    Температурный режим и уровень разгона Inno3D GeForce GTX 295 Platinum

    Температурный режим карты находился на приемлемом уровне и GPU не прогревались выше 80-82 градусов Цельсия, а уровень шума даже при 94% от максимума был куда ниже, чем у турбины видеокарты старой ревизии.

    Тестирование

    Тестовая конфигурация

    Тестирование проводилось на следующем стенде:

    • Процессор:
      • Intel Core 2 Duo E8500 (3,16@4,27 ГГц, FSB 450 МГц)
    • Материнская плата:
      • ASUS Rampage Formula (Intel X48)
    • Оперативная память:
      • G.Skill F2-8800CL5D-4GBPI (2x2048 МБ, DDR2-1100@900, 4-4-4-12-2T, dual channel)
    • Жёсткий диск:
      • Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2)
    • Блок питания:
      • Silver Power SP-S850
    • Операционная система:
      • Windows Vista Ultimate x86 SP1

    Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1. Для адаптеров на базе чипсетов GeForce использовался драйвер ForceWare 185.85, для Radeon – Catalyst 9.4. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты отключалась лишь для тестирования в приложении 3DMark Vantage.

    В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark"06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., шедевр игростроения от Crytek – Crysis (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень), вышедший в прошлом году Far Cry 2 (встроенный бенчмарк), бенчмарк на базе игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (режим Day) и еще один бенчмарк Cryostasis TechDemo, демонстрирующий возможности игры «Анабиоз: Сон разума».

    Все измерения проводились при разрешении экрана 1680x1050 (кроме 3DMark"06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем Very High, для Far Cry 2 использовались максимальные настройки, в бенчмарке S.T.A.L.K.E.R. выставлялось ультра-качество с поддержкой DirectX 10, в Cryostasis TechDemo использовался пресет High. В драйверах сглаживание и анизотропная фильтрация не форсировались, а выбирались в самих приложениях.

    На графиках с результатами отмечен как средний fps, так и минимальный.