Средства икт в будущей профессиональной деятельности. Словарь понятий и терминов Словарь понятий и терминов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Информационные технологии в образовании

На тему: "Средства ИКТ в будущей профессиональной деятельности"

Москва 2016

Введение

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании

информационный коммуникационный технология образовательный

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Функциональное назначение информационно-коммуникативных технологий

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению:

презентации

обучающие игры и развивающие программы

дидактические материалы

программы - тренажеры

системы виртуального эксперимента

электронные учебники

электронные энциклопедии.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы - тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Одним из важных условий повышения качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно-коммуникационные средства обучения, которые способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Вместе с тем, информационно-коммуникационные средства обучения позволяют в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать всесторонне развитую личность.

Компьютер - это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру.

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания в начальной школе, повысит качество обучения обучающихся.

В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2)компьютерные средства телекоммуникаций;

3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4)мультимедийные программные продукты.

Использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. Информационные технологии помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

Информационные технологии:

обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих обучающихся.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели:

обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний;

формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения;

формирование информационной культуры обучающихся;

развитие познавательных интересов обучающихся;

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;

приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно - образное и наглядно - действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний - этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

1) При объяснении нового материала:

презентации

информационные Интернет - сайты

информационные ресурсы на дисках

2) При отработке и закреплении навыков:

компьютерные обучающие программы;

компьютерные тренажеры;

компьютерные игры;

печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) - (цифровые таблицы);

печатный иллюстративный материал.

3) На этапе контроля знаний:

компьютерные тесты (открытые, закрытые);

кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) На этапе самостоятельной работы обучающихся

цифровые энциклопедии;

справочники;

электронные учебники;

интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся:

цифровые естественнонаучные лаборатории;

Интернет.

Что дают такие уроки обучающимся ?

С удовольствием посещать предмет.

За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов - 10 минут; 2 - 5 классов - 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

4. Основные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Заключение

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Анализ современного состояния подготовки и повышения калификации учителя в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности позволил выявить особенности этапов подготовки: на вузовском этапе происходит формирование готовности студентов педвузов всех специальностей к работе в школе в условиях информатизации образования; на послевузовском этапе осуществляется повышение квалификации и дополнительная подготовка учителя-предметника в области информатизации образования с учетом сложившегося педагогического опыта работы и потребностей учебного заведения в повышении квалификации педкадров. Анализ показал, что в настоящее время недостаточно реализованы существующие потенциальные возможности информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе школы и педвуза; не в полной мере реализуется преемственность вузовского и послевузовского образования; недостаточно учитываются межпредметные связи между дисциплинами в области информатизации образования, информатики и ИКТ, педагогики, методики, профильных дисциплин, психологии, а также профильными дисциплинами. Не разработаны единые подходы к осуществлению подготовки учителей-предметников на различных этапах, учитывающие влияние процесса информатизации образования на педагогическую деятельность, обеспечивающие систематическую подготовку адекватно непрерывному технико-технологическому развитию информационных технологий и средств коммуникаций на базе локальных и глобальной компьютерных сетей и развитию теоретической базы информатизации образования.

ИКТ в профессиональной деятельности; выявление дидактических возможностей ИКТ; мотивация учителя к применению средств ИКТ в своей педагогической деятельности) предпосылки непрерывной подготовки учителя-предметника в области информатизации образования.

Определены понятия непрерывной подготовки и системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Теоретически обоснованы и сформулированы принципы непрерывной подготовки учителей-предметников в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности: преемственность подготовки (взаимосвязь содержания подготовки на послевузовском этапе с вузовскими программами в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности); прогностичность подготовки (отражение в программах подготовки современных достижений научно-технического прогресса, педагогики, психологии, информатизации образования и других наук в аспекте перспективного использования средств ИКТ в образовании); общность подходов к информационной деятельности и информационному взаимодействию в педагогической деятельности (изучение общих закономерностей и тенденций использования средств ИКТ в педагогической деятельности, овладение общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях информатизации общества и образования); фундаментальность и практическая направленность подготовки (включение в программу подготовки как теоретических вопросов, связанных с методологией отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания в современных условиях информационного общества, так и вопросов, направленных на решение практических педагогических задач в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности); инвариантность и вариативность подготовки (выявление единого для всех учителей (независимо от профиля) содержание подготовки в области общих вопросов информатизации образования, с одной стороны, а с другой -- необходимость осуществления подготовки, отражающей особенности и реализацию возможностей ИКТ в конкретной предметной области); комплексность подготовки в аспекте реализации основных направлений информатизации образования (включение в содержание подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя вопросов, отражающих основные направления информатизации образования).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость существования, критерии анализа и выбора электронных библиотек. Виды электронных библиотек - универсальные, электронные библиотеки периодических изданий и книг. Особенности распространения информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2013

    Роль информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании образовательного процесса. Структура, содержание и реализация практикума "Подготовка звуковых фрагментов для образовательных ресурсов", методика его использования в учебном процессе.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2012

    Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения старшеклассников английскому языку. Экспериментальное подтверждение эффективности пилотного обучения.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2013

    Преимущества использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании. Состояние и перспективы развития информационных технологий БТЭУ. Задачи Отдела дистанционных образовательных технологий, используемое программное обеспечение.

    отчет по практике , добавлен 21.05.2015

    Концепция развития образовательных электронных изданий и ресурсов. Разработка модуля электронного учебного издания на тему "Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы". Представление страницы учебника в Paint. Теги для создания документа HTML.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2012

    Основные черты современных информационно-коммуникационных технологий. Мобильный телефон как инструмент доступа, распространения и хранения информации. Применение ИТ в СМИ, образовании; Internet; Green IT. Понятие и признаки информационного общества.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие и методы поиска информации, способы ее хранения и особенности процесса передачи от источника к получателю. Предназначение канала связи и кодирующего устройства. Правила обработки информации, ее использование при принятии решений и меры по защите.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Значение астрофизических исследований. Международные космические проекты. Инфокоммуникационные технологии удаленного доступа к компьютеру. Основные возможности и достоинства Team Viewer. Порядок работы с астрофизическим комплексом в реальном времени.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2013

    Автоматизированная обработка информации: понятия и технология. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. Сетевые технологии.

    методичка , добавлен 14.01.2009

    Оценка применения информационно-компьютерных технологий. Обзор совокупности методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.

Мариам Папикьянц
Использование ИКТ в профессиональной деятельности

Использовании ИКТ в профессиональной деятельности

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Поэтому информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются мною для повышения эффективности образовательного процесса.

На протяжении всей педагогической деятельности в своей работе регулярно использую информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей .

В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интерната , где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.

Использование ИКТ , в процессе проведения занятии : --- «Соберу букет для милой мамочки на праздник» , позволяют воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Мною проведены открытые просмотры для педагогов МБДОУ№1 с использованием ИКТ : «Воздушные шарики для клоуна» ; «Мамы и их детки» , «Овощи» , «Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки» в которых современные информационно-коммуникативные технологии использовались в полной мере . На круглом столе мною была представлена презентация, в которой я показала свою профессиональную деятельность по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» .

На сайте работников образования создала свою страничку http://nsportal.ru/lmariam-oganesovna/ , где выставила материалы и фотографии своей профессиональной деятельности . Здесь я нашла многих соратников, с которыми происходит общение. Большой материал, представленный на сайте работников образования, помогает мне в моей работе, мой кругозор расширяется.

Периодически участвую в работе сетевого профессионального сообществ : сайт, где размещаю конспекты проведённых занятий.

Информационно-коммуникативные технологии использую и в работе с родителями. В повседневной деятельности регулярно произвожу видеозаписи, из которых монтирую тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях по теме ---, Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития по причине занятости на работе.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности , охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные технологии :

В подборе иллюстративного материала к занятиям (сканирование, Интернет, принтер, презентации) ;

В подборе дополнительного материала из различных источников к образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

В обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

В создании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

В использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;

В использовании Интернета в педагогической деятельности , с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

В оформление буклетов.

Создание электронной почты, ведение своей странички на сайте работников образования.

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников , стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Применение информационных компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей :

Повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;

Активизирует познавательную деятельность ;

Развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Корноухова Антонина Викторовна

Преподаватель математики высшей категории

Департамент образования города Москвы ГБПОУ города Москвы

“Техникум сервиса и туризма №29”

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цель : проанализировать возможности использования ИКТ в работе преподавателя математики.

Задачи

1)Дать определение понятия ИКТ в образовании.

2) Перечислить виды ИКТ, которые можно использовать в техникуме.

3)Привести примеры использования ИКТ на уроках.

Информационные технологии

ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения.

Количество информации, с которой преподавателю приходится работать, растет с каждым годом. Вся эта информация направлена на решение всего многообразия профессиональных задач, среди которых особое место занимают мотивация обучающегося к учебной деятельности, развитие его учебной самостоятельности, творческой, поисковой активности. И в этом педагогам эффективно помогает все разнообразие информационно-коммуникационных технологий. В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога.

Очевидные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

Наглядность, зрелищность, выразительность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

Компактность – возможность накапливать информацию на электронных носителях без накопления значительных объемов папок с информационным материалом на бумажных носителях;

Экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

Возможность творческого развития обучающихся и педагогов через участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах, публикации своих работ и проектов в интернет - пространстве;

Организация постоянного мониторинга самостоятельной работы обучающихся, их текущей успеваемости.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя это, с одной стороны, средство обучения и средство предоставления знаний, а с другой, - использование различных информационных инструментов, автоматизация процесса обработки учебных материалов.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет в полной мере использовать цветовое и мультимедийное оформление.

Вместе с тем, информационные коммуникационные технологии доступны каждому преподавателю.

Одной из таких технологий, нашедшей широкое применение в образовательном процессе, является работа в системах дистанционного обучения.

Среди основных преимуществ дистанционного образования можно выделить:

  • Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
  • Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Развитие интернет сетей, использование мультимедиа технологий делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
  • Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом, что особенно значимо для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в любое время в любом месте позволяет обучающимся не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Дистанционные образовательные технологии дают возможность обучаться по избранным специальностям, выбирая учебное заведение, высокопрофессиональных преподавателей, несмотря на географическую отдаленность места проживания обучающегося;
  • Индивидуальность систем дистанционного обучения . Опыт показывает, что обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным; творчески относится к обучению.

Несмотря на множество достоинств, этот метод имеет и свои недостатки:

  • Недостаток (а иногда и отсутствие) прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для учащегося является мощным побудительным стимулом.
  • Высокая трудоемкость разработки электронного учебно-методического контента.
  • Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложности мотивации слушателей. Необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость в качественном техническом оснащении (современный персональный компьютер и высокоскоростной доступ в Интернет).

В ГБПОУ города Москвы «Техникум сервиса и туризма №29» создан портал дистанционного обучения с применением виртуальной обучающей среды Moodle, который предоставляет преподавателям широкие возможности по применению разработанных ими электронных учебно-методических материалов в учебном процессе.

Портал дистанционного обучения – это целый комплекс возможностей для всех участников образовательного процесса:

  • для преподавателей:
  • учебно-методическое обеспечение дисциплины в структурированной форме;
  • удобный инструмент для учета и контроля работы студентов;
  • установление сроков выполнения задач;
  • использование аудио и видео материалов: демонстрация учебных видеофильмов позволяет значительно повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, наглядно и разносторонне дать представление о предмете обучения и т.п.;
  • простота корректировки учебно-методических материалов дисциплины;
  • богатый инструментарий для создания фондов оценочных средств – тестовых материалов для проведения контроля знаний студентов с применением различных типов вопросов.
  • автоматизированную систему оценки работы студентов: возможность объективного, независимого и, что немаловажно, автоматического оценивания значительно экономит время преподавателя на контроль знаний.
  • для студентов:
  • логично структурированный учебно-методический материал;
  • средства самоконтроля;
  • объективная оценка знаний;
  • дистанционное овладение учебным материалом;
  • для техникума:
  • современное, полнокомплектное учебно-методическое обеспечение дисциплин;
  • единую информационную образовательную среду;
  • возможность оперативного контроля учебного процесса.

Программа Microsoft Excel для работы с электронными таблицами из семейства Майкрософт, как известно, - мощное средство для создания диаграмм, графиков, простых и сложных вычислений. Сегодня представители практически всех профессий должны владеть интерактивными технологиями и знать офисные программы, в том числе, уметь работать с таблицами и презентациями.

Еще один ИКТ-инструмент– Microsoft Power Point - программа для создания презентаций. С помощью данной программы можно подготовить качественный учебный материал. Данная программа предоставляет преподавателю широкие возможности для организации всех видов учебной работы обучающихся: создание диаграмм, анимаций, гиперссылок, добавление триггеров, видеороликов, звукового сопровождения, включая собственные комментарии, разнообразное оформление, собственные инструменты рисования, запись работы.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ:

Цилиндр получается вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон (рис. 4).

Конус получается вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов (рис. 5, а).

Усеченный конус получается вращением трапеции, один из углов которой является прямым, вокруг боковой стороны, прилегающей к этому углу (рис. 5, б).

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУШАТЕЛЯМ: Высшее или среднее профессиональное образование. Профиль значения не имеет.

ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОГРАММЫ: 72 ак. часа, 144 ак. часа

72 академических часа - 890 руб.

144 академических часа - 1690 руб.

СКИДКА 10%: при единовременном обучении 10 и более педагогов

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

Удостоверение отправляется заказным письмом на адрес слушателя почтой России (бесплатно).

После обработки заявления на Ваш эл. адрес будут направлены логин, пароль личного кабинета в системе обучения, договор и варианты оплаты обучения

ПРОГРАММА КУРСА:

Модуль 1. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение

  • Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования
  • Нормативно-правовое обеспечение обучения с использованием ДОТ

Модуль 2. Формирование навыков работы с редакторами, программами

  • Формирование навыков работы с текстовыми редакторами
  • Формирование навыков работы с электронными таблицами
  • Формирование навыков работы с программами для создания презентаций
  • Формирование навыков работы графическими редакторами

Модуль 3. Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации

  • Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации
  • Проектирование информационно-образовательной среды

Модуль 4. Информационная безопасность детей

  • Информационная безопасность детей
  • Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков

КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ:

  • вы получаете доступ к лекциям, дополнительным материалам, проверочным заданиям и форуму.
  • в каждом модуле курса: задания для самопроверки, тесты и проверочные работы.
  • в конце курса — итоговое тестирование.