Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков

МОСКВА, 20 июня 2018 года. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности* составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.

Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения**, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.

Индекс цифровой грамотности россиян

Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.

Компоненты цифровой грамотности:

  • Информационная грамотность
    • Знания о специфике информации и различных ее источниках
    • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
    • Установки в отношении пользы и вреда информации
  • Компьютерная грамотность
    • Знание устройства компьютера и его функций
    • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
    • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
  • Медиаграмотность
    • Знание о медиа-контенте и его источниках
    • Навыки поиска новостей и фактчекинга
    • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
  • Коммуникативная грамотность
    • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
    • Навыки использования современных средств коммуникации
    • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
  • Технологические инновации
    • Знания современных технологических тенденций
    • Навыки работы с гаджетами и приложениями
    • Установки в отношении пользы технологических инноваций

Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).

Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).

В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).

В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).

Уровень информационной грамотности

Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).

С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.

Уровень компьютерной грамотности

Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.

78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).

Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.

Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.

Уровень медиаграмотности

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.

51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.

Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Уровень коммуникативной грамотности

Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.

58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете , причем среди молодежи эта доля выше.

Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации : в первую очередь это молодые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).

Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.

Цифровая грамотность и безопасность

Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.

72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).

38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.

44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.

Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.

Знания в области работы с информацией , % опрошенных

Навыки в области работы с информацией , % опрошенных

Установки в области работы с информацией , % опрошенных

Знания в области компьютерной грамотности

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки в области компьютерной грамотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области компьютерной грамотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Все опрошенные 18-24 25-34 35-44 45-54 55+
49 65 61 55 47 35
51 35 39 45 53 65

Знания в области медиаграмотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

Есть высшее образование Нет высшего образования
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий 67 44
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю 33 56

Навыки в области медиаграмотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области медиаграмотности , % опрошенных

Знания в области коммуникативной грамотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки в области коммуникативной грамотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области коммуникативной грамотности , % опрошенных

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Знания о технологических инновациях , % опрошенных, разбивка по уровню образования

Знания о технологических инновациях

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки использования технологических инноваций , % опрошенных, разбивка по полу

Отношение и установки к технологическим инновациям , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Индекс цифровой грамотности , разбивка по возрастным группам

Индекс цифровой грамотности , разбивка по типу населенного пункта

Индекс цифровой грамотности , значение по видам грамотности

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по полу

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по уровню образования

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по полу

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

, % пользователей интернета, разбивка по полу

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов , % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус , % пользователей интернета

Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице , % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?» , % пользователей интернета

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?» , % пользователей интернета


*В рамках Саммита G20 в апреле 2017 года был предложен комплексный подход, базирующийся на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

** Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2017 года. Опрошено более 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Берман Н.Д.

ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.

Ключевые слова: информация; цифровые технологии; цифровая грамотность; компьютерная грамотность; цифровые компетенции; цифровая безопасность; цифровое потребление; информационные технологии.

ТО THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY Berman N.D.

ORCID: 0000-0002-3573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

This article deals with the concept of "digital literacy ". A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.

Keywords: information; digital technology; digital literacy; computer literacy; digital competence; digital security; digital consumption of information technology.

В последние десять - пятнадцать лет уровень автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека не просто возрос, а перешел на новый качественный уровень. Сейчас невозможно найти хоть сколь-нибудь значимую область жизнедеятельности человека, не затронутую цифровыми технологиями. Дигитализа-ция стала доминантой в развитии межличностных коммуникаций, профессиональной деятельности практически любого направления, образования, получения и предоставления услуг (в том числе государственных), отдыха и многого другого. Любой пользователь Интернета имеет возможность доступа к огромному объему разнообразной информации. Цифровые технологии используются и как высокотехнологичные средства коммуникации, и как инструмент для образования и работы .

Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим вопрос цифровой грамотности стоит весьма остро.

Возникло понятие «цифровая грамотность». Следует различать цифровую и компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью (англ. computer literacy) понимается умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ . Цифровая грамотность (англ. digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя. Для высококвалифицированного специалиста необходимо уметь разбираться с онлайновыми службами, общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся технических средств: смартфон, планшет, ноутбук, использовать чат или веб-камеру и т.д. Уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию, применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда, применять облачные технологии для работы в любом месте и в любое время.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой компетенции расширились с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий - социальных, этических и экономических.

Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность.

К цифровым компетенциям относятся: владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров.

Цифровое потребление отражает уровень доступности различных цифровых технологий, как аппаратных, так и программных и уровень их использования: доступность широкополосного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, количество в регионе интернет-СМИ, интернет-магазинов, уровень предоставления и использования государственных услуг в электронном виде.

К цифровой безопасности относятся владение навыками безопасной работы в сети как технического, так и социально-психологического характера: способность защитить свои персональные данные, обеспечить конфиденциальность и целостность информации, обезопасить ее от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.

Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии

в профессиональной деятельности, а приобрести междисциплинарный характер . Поскольку в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования требования к результатам освоения основных образовательных программ предъявляются в виде обладания общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, большинством из которых невозможно овладеть без цифровой грамотности и знания информационных технологий.

Список литературы

1. Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №1 (24).

2. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Том 8. №2-2. С. 28-34. с!о1:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.

3. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Тимофеева Наталья Михайловна
ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет"
кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой грамотности у людей пожилого возраста с целью адаптации их к новым современным условиям, улучшения качества их жизни. Раскрываются базовые навыки для взаимодействия с цифровой средой, формируемые в рамках программы "Основы компьютерной грамотности".

DIGITAL LITERACY AS A COMPONENT OF LIFE SKILLS

Timofeeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics


Abstract
The article deals with development of digital literacy among the elderly with the purpose of adapting them to new conditions, improving their quality of life. Describes the basic skills to interact with a digital environment, formed in the framework of the program "bases of computer literacy".

Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в настоящее время стала учитывать стремительный рост распространения и использования цифровых устройств, ресурсов и услуг. Появилось понятие «цифровая грамотность », которое стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса и определяется как совокупность важнейших жизненных навыков . Как инструмент информационной деятельности оно включает в себя важные для современного человека группы навыков:

- компьютерную грамотность , сочетающую в себе пользовательские и технические навыки в области использования компьютерной техники;

- ИКТ грамотность , объединяющую в себе коммуникационную составляющую (навыки для использования сервисов и культурных приложений, поддерживаемых и распространяемых через Интернет), и информационную составляющую, под которой подразумевается способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать и использовать цифровую информацию.

Характерной проблемой современного мира является, то, что приобретение перечисленных навыков для людей более старшего поколения не всегда доступно и легко.

С 2012 года при Смоленском государственном университете на базе Социально-психологического центра открыто социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста), где людям старшего поколения предоставляются дополнительные образовательные услуги по программе «Основы компьютерной грамотности». Основные содержательные разделы данной программы , :

Основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера;

Операционная система;

Текстовый редактор Word;

Возможности редактора Microsoft PowerPoint;

Приемы записи информации на внешние носители;

Возможности сети Интернет;

Система государственных структур.

В рамках указанной программы у пожилых людей формируются следующие базовые навыки цифровой грамотности:

1) навыки использования информации:

  • понимание значения информации в XXI веке;
  • знание, как выбрать источник информации в зависимости от вида деятельности и специфики задачи;
  • владение методами поиска информации;
  • умение критически оценивать информацию;

2) навыки отношений в информационной среде:

  • умение присоединиться к выбранному сообществу и участвовать в его жизни, например, участие в сообществах по интересам;
  • умение создавать аккаунты в социальных сетях;
  • способность взаимодействовать с людьми, живущими в различных частях планеты, например, по средствам электронной почты, социальных сетей, Skype;

3) владение языком медиа:

  • способность создавать корректные, ясные и последовательные информационные сообщения, например, с помощью электронной почты;

4) навыки творческого использования ИКТ:

  • умение подбирать необходимый контент;
  • умение создавать простые тексты и мультимедийные презентации с помощью специальных программных средств;

5) навыки в области этики в информационной среде:

  • знание о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим;
  • понимание обязательности соблюдения законов в отношении авторского права, права на неприкосновенность частной жизни;

6) навыки безопасности в информационной среде :

  • знание о необходимости защиты личной информации;
  • знание о рисках работы в компьютерных сетях.

Открытие подобных геронтологических структур призвано значительно улучшить качество жизни пожилых людей за счет их адаптации к новым современным условиям.

Россияне хорошо ориентируются в медиапространстве, но при этом плохо разбираются в гаджетах и легкомысленны в вопросах кибербезопасности. К такому выводу пришли специалисты НАФИ при анализе цифровой грамотности жителей страны

Индекс цифровой грамотности россиян составляет 52 процентных пункта (п.п., максимальное значение — 100), выяснили специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Под цифровой грамотностью аналитики понимают базовый набор знаний и навыков, позволяющий человеку эффективно работать, общаться и получать информацию в цифровой среде. Индекс состоит из нескольких компонентов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Аналитики определили индекс каждого компонента, после чего вычислили общий уровень цифровой грамотности населения. Исследование проводилось в форме опроса (участвовали 1,6 тыс. человек в возрасте старше 18 лет в 42 регионах России) в ноябре 2017 года.

Авторы исследования (копия есть у РБК) назвали сильной стороной респондентов умение ориентироваться в медиасреде и анализировать информацию различных СМИ (медиаграмотность). Индекс этого компонента составил 65 п.п. из 100 возможных. Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, не всегда представляют информацию достоверно. В правдивости сообщений СМИ больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Менее развитые компетенции россияне демонстрируют в вопросе информационной грамотности (54 п.п.). Под этим понятием исследователи подразумевают способность искать информацию в различных источниках, сопоставлять ее и делать выводы на основе этого сопоставления. Так, 74% респондентов предпочитают искать необходимую информацию на разных интернет-ресурсах, а 81% говорят, что делают это с легкостью. При этом 45% респондентов не задумываются о том, что часть полученной в интернете информации может быть вредной.

Отношение к технологическим инновациям аналитики оценили в 47 п.п. Согласно данным опроса, 58% респондентов считают, что современные технологии помогают в жизни, оставшиеся 42%, наоборот, уверены, что мешают.

Коммуникативную грамотность аналитики оценили в 46 п.п. Этот показатель отражает способность анализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете, а также опыт использования мессенджеров и социальных сетей для общения. Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации, при этом 76% респондентов уверены, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в обычной жизни.

В компьютерной грамотности — аналогичный индекс (46 п.п.). Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются понимание технических составляющих компьютера и легкость в использовании устройства вне зависимости от платформы. По оценкам аналитиков, 78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач — для работы, учебы или досуга и развлечений.​

Цифровое легкомыслие

Россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации, говорится в исследовании. Так, 55% россиян уверены, что защита персональных данных — не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов или государство. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi-сети (22%), а 38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, что упрощает для злоумышленников процесс их взлома.

При получении от знакомого человека письма с вирусом 56% опрошенных не будут открывать письмо и сообщат отправителю, что его компьютер заражен вирусом. Остальные 44% поведут себя некорректно: либо отправят сообщение с вирусом обратно адресату, либо, открыв письмо, будут перезагружать компьютер в надежде, что вирус пропадет.

Статья. (Из опыта работы) Егорова С.А.

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков.

Уровни цифровой (информационной) грамотности.

Какую роль играет цифровая грамотность учащихся в начальной школе. Какое значение она имеет для педагога начальной школы.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность дляпользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.

Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:

· эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;

· использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;

· использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;

· гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета. Среди наиболее важных навыков можно выделить следующие:

· рационализация управления;

· продвижение наиболее эффективных и результативных способов организации бизнеса;

· освоение новых путей управления уже существующим бизнесом; · выстраивание нового бизнеса.

Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

· исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;

· управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;

· консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;

· обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.

Уровень медийной грамотности учащихся может заметно варьироваться в зависимости от наличия возможностей использовать медиасреду и получить поддержку со стороны взрослых.

Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:

· Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.

· Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.

· Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и другие."

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности."

Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

В нашей школе ежегодно проводятся тематические декады по предметам, при организации которых совмещаются роли педагога как учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования. В течение 10 дней идёт подготовка материала по определённой тематике. С материалом по мере его накопления знакомятся все ученики на уроке или вне урока. А завершается такая декада внеклассным мероприятием, или изготовлением некоего продукта, обобщающего всю предыдущую работу. Темы декад соотносятся с календарно-тематическим планированием по предметам или с планом воспитательной работы. В ходе реализации идеи проделывается огромная работа, как со стороны педагога, так и со стороны учеников.

Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.

Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада, стенгазеты или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.

Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.

Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ.

Вот один из примеров примеров организации и проведения тематическойдекады в нашей школе в этом году.